Вход Господень в Иерусалим

Клавдия Каленчук

          «Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?

Обратимся к евангельской истории

Ранняя весна 30 г. н. э. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой. Этот  вход довольно долгий. Потому что Христос Спаситель идет через всю святую землю. Это его крестный ход начинается. Он идет с учениками, он останавливается в одном месте, где виден Иерусалим, и начинает плакать над Иерусалимом. Оплакивает его, оплакивает и говорит: «Как я хотел собрать вас всех, как наседка собирает своих птенцов, но вы не захотели». Господь вошел в Иерусалим ради спасения человеков. Но что иерусалимляне  считали спасением, чего они ожидали  от Мессии? Земных благ и мирового Господства. Не получив желаемого, жители Иерусалима с легкостью отвергли Того, Кого за несколько дней перед этим прославляли и встречали как Спасителя. Все чудеса, которые совершил Господь, иудеи  справедливо оценили как знамение, как залог того, что в дальнейшем произойдет нечто большее. Они оказались  правы в этом отношении, но ошиблись в более важном — что же должно последовать за таковым началом. А должно было случиться самое главное для людей — они должны были быть спасены для Царства Небесного. Об этом Иисус  неоднократно говорил, но ведь всегда мы слышим лишь то, что хотим услышать. Не свободу от Рима принес Господь, но свободу от греха, не просто мировое господство, но Царство Отца Небесного в дар, не обеспеченную жизнь, а жизнь вечную; все это казалось маловажным для иерусалимлян, поглощенных сиюминутными заботами. Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды…

«Вербное Воскресенье»  —  день  торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил Лазаря,  умершего четыре дня назад. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербой – поскольку она ранее других деревьев являет  признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Веточки вербы освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни  ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

One thought on “Вход Господень в Иерусалим

Добавить комментарий