История строительства храма глазами охотской девушки Валерии.

20140919_191731

Историю строительства храма в Охотске, и о своей роли в ней описывает Дудко Валерия Александровна, ученица 10 «а» класса в работе «Дорога к храму». Ее труд — результат общения с разными людьми, усердной работы с материалами краеведческого музея п. Охотск, и личного участия в строительстве храма.  Работа была отмечена в краевом конкурсе «Человек и малая родина». Предлагаем прочитать ее и посетителям сайта Николаевского викариатства. Итак, «Дорога к храму» :

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

городского поселения «Рабочий поселок Охотск»

Возвращенные имена

«Судьба человека в российской истории XX века»

Номинация «Человек и малая родина»

 Дорога к храму

 Автор: Дудко Валерия Александровна,

ученица 10А класса

МКОУ СОШ № 1 р.п. Охотск

Руководитель:

Голенкова Ольга Петровна,

учитель истории и обществознани Аннотация

В работе Дудко Валерии Александровны, ученицы 10А класса МКОУ СОШ №1 р.п. Охотск «Дорога к храму» рассказывается о строительстве Храма Преображения Господня в Охотске в историческом контексте с конца XVIII в. до начала XXI в. В своем исследовании девушка поднимает проблему культурного и исторического наследия малой Родины.  На основе исторического материала о появлении церкви на Охотской земле значительно возрастает исследовательский интерес к истории своего поселка, своей малой родины, своей семьи. Я думаю, что самое важное то, что в процессе этой деятельности изменился взгляд автора проекта «Дорога к храму» Дудко Валерии, на важность такого события как строительство церкви в родном поселке и на ее духовно-нравственное воспитание. К девушке пришло осмысление ее роли в этом деле. Валерия общалась со многими интересными людьми, получила навыки работы над проектом, по-иному посмотрела на свою семью. Эта исследовательская деятельность стала важной  в качестве становления  старшеклассницы как личности. Надеюсь, что данная работа будет интересна всем, кто с ней ознакомится.

Руководитель: Голенкова Ольга Петровна,

учитель истории и обществознания

            План

  1. Введение
  2. Основной текст
    1. Первая церковь и история её возникновения.
    2. Иеромонах Викентий (Романюк). Его вклад в развитие Охотского района.
    3. Строительство Храма Преображения Господня в Охотске. Нравственное и духовное влияние церкви на людей. Отзывы и мнения.
    4. Семья — малая церковь.
  • Заключение
  1. Список используемой литературы
  2. Приложения

− Скажите, эта дорога приведёт к храму?
− Это улица Варлама. Не эта улица ведёт к храму.
− Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?

фильм «Покаяние» (1987)

  1. Введение

И действительно, зачем нужна дорога, ведущая в никуда? Нам необходима дорога, ведущая к Храму добра и любви. Ведь реальные храмы в свое время сознательно разрушались. Не обошла эта беда и Охотск. То, что еще недавно происходило в стране, — всеобщее падение нравственности, разгул преступности, утрата религиозной веры, — все это взаимосвязано. Меня радует, что многое начинает меняться. Люди осознают связь своей семьи, а значит, и своей страны, со своим Отечеством. Начинают восстанавливать церкви, возвращаются забытые имена, возрождается интерес к своей истории, и человек чувствует себя частичкой большого народа.

Для любого человека в его малой Родине есть то, чем хочется поделиться с окружающими.

Я родилась и живу в Охотске.[1] Мой поселок расположен вблизи устья реки Охота, на берегу Охотского моря. Он является одним из старейших русских поселений на Дальнем Востоке. В 1647 г. казаками под предводительством Ивана Юрьевича Москвитина было основано зимовье, на месте которого в 1649 г. поставлен Косой острожек. До середины XIX в. город оставался главным русским портом на Тихом океане, здесь комплектовались экспедиции на Камчатку, Чукотку, Аляску и в другие края. Несколько десятков лет назад, со слов моей мамы, был экономически развит морской порт, крупный рыбоперерабатывающий комбинат, судоремонтный завод  и другие предприятия регионального значения. Сейчас всё иначе. Завод закрылся, рыбокомбинат стал сезонным предприятием. Но мои земляки, несмотря ни на что, любят свой северный край, нашу ни с чем не сравнимую природу: море, горы, тайгу.

Я хочу рассказать о строительстве Храма Преображения Господня в Охотске. Почему меня заинтересовал конкурс «Возвращенные имена» и тема «Человек и малая родина»? Не случайно было выбрано и название работы «Дорога к храму». Мне удалось стать очевидцем и, если можно так сказать, участником строительства Храма.

Актуальность проблемы  исследования, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Дорога к храму».

Цели работы:

  • привлечение внимания к культурному и историческому наследию малой Родины;
  • отражение значения Родины в жизни каждого человека.

Задачи:

  • изучить исторический материал о появлении церкви на Охотской земле;
  • пробудить интерес к изучению истории своего поселка через судьбу одного здания.

1.

Первая православная часовня в Приохотье была построена в Охотском порту в 1735 году, а спустя два года заложена первая церковь. По другим данным, первые сведения о Преображенской церкви в Охотске относятся ко второй половине XVIII века. В частности, есть упоминания о церкви в 17811782 годах.

В 1818 году сообщается о появлении новой Охотской Преображенской церкви. «На две тысячи верст раскинулся по побережью Охотский уезд. На его территории могли бы разместиться такие страны, как Япония и даже Франция. Однако  на этой громадной площади проживало около 5-6 тыс. человек, из которых большую часть составляли тунгусы-кочевники, а в административном центре огромного уезда проживало 350 человек. Охотск официально именовался городом, но был не краше обыкновенного поселка: сотня домов, разбросанных на береговой косе. Над темными избами возвышалась церковь с зелеными куполами, рядом с ней – небольшая приходская школа под красной крышей; перед церковью, в окружении тускло поблескивающих гофрированным цинком складов, — три купеческих особняка, лавка с балконом». (Фетисов А.П. «Охотская прелюдия», Хабаровское книжное издательство). В 1922 году было учреждено Охотское викариатство Камчатской епархии, для которого храм стал кафедральным. Вскоре город захватили большевики-богоборцы, церковная жизнь была подавлена, храм — утрачен, вплоть до конца XX в. И никому не удавалась его восстановить.

         В постсоветский период, в 1997 г, в Охотск приезжает священник  Андрей Павлович Мхеидзе. Человек эрудированный и интересный. Все,  с кем я общалась, до сих пор с теплотой отзываются о нем, ценят его как специалиста и как личность. По совместительству Андрей Павлович преподавал русский язык и литературу в Охотской средней школе №1. Вместе с ним, прибыл еще один замечательный человек — Владимир Баженович Матханов, специалист по театральному искусству. Он стал преподавать Мировую художественную культуру, а так же был учителем музыкальной литературы в Детской школе искусств. Благодаря им православный приход был возрожден, а уже в 1998 г., в приспособленном помещении вновь открыла свои двери для прихожан церковь. В этом же году А.П. Мхеидзе обратился к кандидату в депутаты Государственной Думы — Вячеславу Ивановичу Шпорту, с просьбой посодействовать в оснащении храма. На нужды церкви было выделено 200 тысяч рублей, на которые была приобретена церковная утварь. Одновременно с этими событиями  отец Андрей вместе с прихожанами установил Православный крест в знак того, что через несколько лет именно на этом месте будет построена церковь. В 2007 г. А. П. Мхеидзе и В.Б. Матханов, к сожалению, покинули Охотское побережье, передав свою миссию иеромонаху Никону, великодушному, доброму человеку. А.П. Мхеидзе и В.Б. Матханов всегда поддерживали связь  с охотчанами, которые стали для них близкими по духу, делились новостями и помогали друг другу. 16 апреля 2014 г. Андрей Павлович Мхеидзе ушел из жизни. Но его дело по восстановлению Храма в Охотске продолжил иеромонах Викентий (Романюк), прибывший летом 2011 г. Именно он оказался тем человеком, который смог осуществить задуманное. А помогли ему охотчане, уехавшие в разное время из Охотска и образовавшие в Хабаровске Охотское землячество.         Через год приход получил в дар от охотского землячества пять колоколов, изготовленных в воронежской литейной мастерской. Это дало толчок к строительству новой полноценной церкви, и в августе 2012 г. начались работы по её возведению. 8 сентября того же года митрополит Хабаровский — Игнатий — возглавил закладку капсулы с памятной грамотой в основание нового храма. В июне 2013 г. был возведен основной массив деревянных стен. 18 сентября того же года на строящийся храм был поднят главный купол.

2.

Отец Викентий (Романюк) родился 1975 году в УССР. Закончил Московскую Духовную Семинарию. С 2003 года служил в Хабаровске. В июле 2011 года Указом митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия был назначен настоятелем Спасо-Преображенского прихода р.п. Охотск.  С момента назначения и до сегодняшнего дня он делает все возможное и невозможное для  духовного развития Охотского района. Каждый год проводится районный утренник «Охотское Рождество», в котором принимают участие дети со всех населенных пунктов. На праздниках всегда царит очень дружелюбная атмосфера, проводятся конкурсы юных чтецов, художников, писателей и других творческих коллективов. Здесь ни один ребенок не остается без внимания.  Не менее значимым событием была рождественская поездка в дом-интернат для одиноких людей п.Вострецово в 2013 г. со старшеклассниками Охотской средней школы №1. Ученики сами испекли пряники и вручили их бабушкам и дедушкам. И заключительным аккордом на Рождественскую тематику были концерты по поселкам района с хором «Батькивська крыныця».

Так же, в п.Новое Устье произошла закладка храма и закладка часовни в Арке. Установка креста в морском порту. Неоднократно посещались месторождения Озерный, Юрьевка, Хаканджа с целью поддержки вахтовиков. Ежегодно проводится акция «Помоги собраться ребенку в школу». Организация и проведение совместно с администрацией района акции в поддержку пострадавших в террористических актах в Волгограде. 60 ребят в новогоднюю ночь выложили на снегу свечами фразу «Волгоград, мы с тобой», в память о невинно пострадавших мирных жителях.И это далеко не полный список добрых дел, которые были проведены иеромонахом Викентием вместе с жителями Охотского района.

3.

Строительство храма Преображения Господня — одна из наиболее важных глав в моем проекте. А с чего всё начиналось? Конечно, сначала была идея о возрождении Храма в Охотске. Ведь с тех пор, как в начале 30-х годов XX века, с установлением советской власти в поселке, церковь была разрушена, за все последующие годы никому не удавалось ее восстановить. Сначала выбрали наиболее выгодное положение для строительства, это оказалась возвышенность на месте Православного креста (о нем говорилось ранее, см. главу «Первая церковь и история ее возникновения»). Затем собрали подписи прихожан, которые давно искали человека, который бы мог взяться за это нелегкое дело, и, получив разрешение, начали работу.

8  сентября 2012 г. в Охотске состоялась закладка капсулы с памятной грамотой в основание нового храма Преображения Господня. Участниками этого события были: Его Высокопреосвященство Владыко Игнатий, Преосвященный Аристарх, епископ Николаевский, губернатор Хабаровского края В.И. Шпорт, глава Охотского муниципального образования А.Н.Васильев, глава городского поселения «Рабочий поселок Охотск»  А.Г.Гордиенко. Кроме них в этом важном деле приняли участие много охотских детей всех национальностей, населяющих Охотский район. Губернатор внес первый взнос на строительство храма и призвал к тому же своих заместителей, сказав, что храмы строятся всем миром, и он тоже хочет участвовать в этом. После этого началась огромная работа и стройка, которая ведется до сих пор.

Каждое утро, на протяжении 2,5 лет, открывая занавески в своей комнате, я вижу, как камешек к камешку, брусок к бруску, возводится церковь. День за днем она становится всё лучше и лучше. Всё больше людей идут на помощь, призывая к этому и своих друзей, знакомых, родственников, коллег. Меня удивляет то, что в храме и около него, всегда светло. Несмотря на то, что он еще не до конца построен, каждый вечер включается освещение. Создается ощущение, как будто бы храм является источником света. И дело даже не в том, что на улице становится темно, а вокруг в окнах домов зажигается свет. Природа этого света совсем иная. Ни от какого другого дома нет такого впечатления. И это удивительно.

В строительство храма Преображения Господня может внести свой вклад каждый, кто захочет. Среди охотчан есть  состоятельные и не очень,  пожилые и молодые люди,  представители разных национальностей. Всех этих людей объединяет искреннее желание внести свой, даже пусть небольшой, вклад в это благое дело. Со слов отца Викентия: «Кого-то особо обозначить сложно. Кто-то оставил двести тысяч рублей в храме, и я так и не знаю, кто это. А кто-то пришел с друзьями и просто покрасил крыльцо; кто технику дает, кто материалом поддержал, вот кого отметить: предпринимателя Иванова Анатолия, который оказывает поддержку, или Любу — девушку из Арки, она тоже посильно помогает? Кого выделить? Это сложно. Каждый участвует в меру своих возможностей, но все, что делают люди,– делают не для меня, а, в первую очередь, для себя, своего поселка, своих детей, своей души».

Но зачем, отвлекаясь от своих личных домашних дел, в любую погоду люди идут помогать строить храм? Что толкает их на это доброе дело? И есть ли какой-то мотив? Я не могу дать точные ответы на эти вопросы. Возможно, люди хотят просто сделать что-то приятное для будущего своего родного поселка. Возможно, это такой необычный способ провести свое свободное время. Лично я просто пытаюсь помочь своей бабушке, которая с первого дня трудится на строительстве церкви. Кажется, ничего особенного мы не сделали. Просто выносили строительный мусор, конопатили стены, подметали пол, но у меня было ощущение сопричастности к чему-то важному и значимому. Поэтому в рамках проекта я решила провести небольшое социологическое исследование в надежде на то, что узнаю,  наконец-то, ответы на эти вопросы. Результаты удивили, но однозначного ответа они так и не дали. Очень расходятся мнения охотчан на тему строительства и причин участия в нем.

         Но я знаю одно: мы объединены этой общей идеей, и каким бы не был мотив, всеми движут только чистые и бескорыстные помыслы, которые в итоге приведут к первоначально поставленной цели — к новой церкви, которую все жители Охотского района, вне зависимости от возраста, пола, национальности и веры, ждали не один десяток лет.

         Итак, хотелось бы вернуться к первоначальной теме проекта – «Человек и малая Родина». Английский психолог, философ и политик Фрэнсис Бэкон говорил о том, что любовь к родине начинается с семьи. А с чего начинается родина? «С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе? А может, она начинается с той песни, что пела нам мать?» Автору слов песни из кинофильма «Щит и меч» Михаилу Матусовскому всего в нескольких словах удалось сформулировать успех семейного воспитания настоящего патриота. Патриотизм начинается с семьи, с памяти о предках, с передачи из поколения в поколение традиций, предметов, дорогих памяти потомков.

         Несмотря на то, что я никогда не была склонна к какой-то определенной вере, не ходила в церковь и даже не была крещенной, меня всё  же заинтересовала эта тема. В моей семье всегда соблюдались православные традиции и отмечались православные праздники. На Пасху мама и бабушка пекли куличи, красили яйца, и я с удовольствием помогала им. В канун Вербного воскресенья в доме всегда появлялась веточка вербы, а на крещение — сосуд со святой водой. Во время работы над проектом я узнала, что в нашем доме есть пара иконок, и, что самое интересное, у нас есть даже моя иконка, с изображением Св. Мученицы Валерии (Калерии). Я никогда не задумывалась над тем, что все члены моей семьи были верующими, и они смогли вложить в меня основы добра, сохранения традиций, уважения к людям и к своему прошлому. Семья — это величайшая святыня, своя малая церковь, и только здесь ребенок может научиться быть хорошим сыном или дочерью, братом или сестрой, мужем или женой. Это необходимо, чтобы каждый человек смог создать свою прочную семью.

III.     Заключение

         В ходе работы мне пришлось столкнуться с некоторыми проблемами, связанными с поиском необходимой информации. Для написания исторической главы я обратилась в архивы Охотского и Николаевского районов, где, к сожалению, не нашлось нужных для работы материалов. Следующим шагом было посещение Охотского краеведческого музея им. Е.Ф.Морокова, в котором мне помогли разыскать фото новой Преображенской церкви и предоставили актуальную для проекта информацию в хронологических рамках — с 1735 по 1922 гг. На основе предоставленных материалов Охотским музеем, рассказов очевидцев (Пастыревой А.С.), интервью с иеромонахом Викентием, опроса охотчан и личного опыта, были выполнены задачи и цели проекта, поставленные в начале работы.

  1. IV. Список используемой литературы и ресурсов:
  1. https://www.facebook.com/ovikentiy — личная страница о. Викентия.
  2. http://vincoming.livejournal.com — личный блог о. Викентия.
  3. http://blogs.pravostok.ru/ohotsk/ — блог Спасо-Преображенского прихода р.п. Охотск
  4. http://drevo-info.ru/articles/25923.html — Открытая православная энциклопедия «Древо», статья — Охотск.
  5. Фетисов А.П. «Охотская прелюдия», // Рассказ историка о подвиге коммунаров северного побережья. Хабаровское книжное издательство, 1967.
  6. Охотский краеведческий музей им. Е.Ф. Морокова.
  7. Фото из личного архива: А. Липницкого, О.Голенковой, А.С.Пастыревой, И.Н.Харина

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Comments are closed.