Печальник Земли Русской

18 июля православной церковью отмечается память преподобного Сергия Радонежского. И по настоящее время невозможно оценить до конца вклад замечательного «печальника земли русской» в развитие духовности на Руси. В этом году отмечается 700 летие преподобного Сергия Радонежского. В Троице-Сергиевской Лавре состоятся торжества по случаю юбилея, о которых будет рассказано в отдельной теме. В Николаевске-на-Амуре в день торжеств 18 июля в 9 -00 и накануне вечером 17 июля в 17-00 состоятся праздничные богослужения, на которых будет выставлена для поклонения икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей. 18 июля икона будет находится в храме до 18-00.

Господь прославил Своего угодника различными чудесами, которые совершаются и по сегодняшний день. Святому молятся об успехах в учебе, исцелении от болезней, воинской доблести, семейном благополучии, престарелых родителях и о многих других проблемах, возникающих на жизненном пути.

Перепечатано  http://pkr.orthgymn.ru

Среди всех святых, прославившихся в Русской земле, особым почитанием и любовью окружено имя преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский. Миниатюра из лицевого «Жития». Конец XVI в.

Родился он около 1314 года и при крещении был назван Варфоломеем. Семи лет был отдан в школу, где уже учились его братья Стефан и Петр. Поначалу ученье не давалось Варфоломею, и потому он подвергался наказанию от учителя и насмешкам от сверстников. Часто молился отрок о том, чтобы ему была дарована способность к учению.

Однажды отец послал его в поле привести лошадей. У стоящего в поле дуба Варфоломей увидел незнакомого старца-монаха, погруженного в молитву. Дождавшись окончания молитвы, отрок подошел к старцу и попросил его помолиться о том, чтобы ему открылась грамота. Сотворив молитву, старец дал отроку кусочек церковного хлеба — просфоры. В тот же день Варфоломей поразил своих родителей и братьев тем, что начал успешно читать по Псалтири и вскоре знаниями превзошел своих братьев и сверстников. Описанный эпизод из детства преподобного Сергия запечатлен на картине «Явление отроку Варфоломею» художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942).

236

Без лености братиям, как купленый раб, служил: и дрова на всех рубил, и, жито намолотив, на жерновах молол, и хлебы пек, и варево варил, и прочую пищу, братии необходимую, устраивал; обувь и порты кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду на своих плечах носил в гору и каждому приносил в келию.

Шесть с половиной веков назад, в трудные для Руси времена монголо-татарского ига, преподобный Сергий устроил недалеко от Радонежа храм, а затем монастырь в честь Святой Троицы. Ныне этот монастырь известен всему миру как Троице-Сергиева Лавра. Эта обитель до сего дня является сердцем церковной жизни и величайшей сокровищницей православной культуры России. «Чтобы понять Россию, — писал священник Павел Флоренский, — надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, „чудного старца”, святого Сергия».

Игумен Троице-Сергиева монастыря Дионисий вручает воину патриотическую грамоту. Картина М.И. Скотти. XIX в.

Нередко преподобного Сергия в литературе называют «Печальником Земли Русской». Что означает в данном случае слово «печальник»? «Печаловаться» в переводе с церковнославянского языка значит ‘ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого’. Великим Печальником за всю Землю Русскую стал преподобный Сергий Радонежский.

Искреннюю любовь и уважение питал к святому Сергию князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к Преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крестным отцом его детей.

Осада Троице-Сергиева монастыря в Смутное время. Картина С.Д. Милорадовича. 1894 г.

Историк В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа». «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».

Трудами и подвигами братства монастырей, основанных учениками и воспитанниками «школы» Преподобного, создавалась богатейшая письменная культура Средневековой Руси, распространялось христианское просвещение во вновь освоенных землях.

Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа на Куликовом поле. Святой Сергий благословил на эту битву князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания, и победишь!». По просьбе князя Преподобный дал ему двух иноков, которые прежде в миру носили оружие и были славными воинами. Эти иноки-воины стали героями Куликовской битвы.

Фелонь (риза) преподобного Сергия

Главной духовной заботой преподобного Сергия было утверждение мира и братолюбия между соотечественниками. Не случайно храм и монастырь он основал в честь Святой Троицы. Святой пламенно желал, чтобы русские люди, «взирая на Пресвятую Троицу, препобеждали ненавистную рознь мира сего». Единодушие и братолюбие сынов и дочерей Руси стали залогом освобождения от монголо-татарского ига.

В Смутное время в начале XVII в., по словам историка К.К. Случевского, «Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам»[1]. Организуя освободительное движение, лаврский игумен Дионисий «писцов борзых и доброумных у себя имея, работая с ними по ночам, писал грамоты поучительные и во все города их посылал». Около 16 месяцев (1608–1610) две с половиной тысячи защитников Лавры сопротивлялись двадцатитысячному войску Лжедмитрия II и польского воеводы Яна Сапеги. К концу осады, по свидетельствам летописателей, оставалось только двести человек, способных носить оружие, но Лавра выстояла!

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание.

Келарь (помощник игумена) Троице-Сергиевой Лавры, известный писатель своего времени Авраамий Палицын (ум. 1626) был одним из руководителей освободительного движения. Он лично ездил к князю Пожарскому, убеждая его двинуться на освобождение Москвы. Казна и продовольственные запасы Лавры были полностью предоставлены на нужды народного ополчения. Именно отсюда, от стен Лавры, как когда-то князь Дмитрий Донской, уходили ополченцы на Москву, каждый получая благословение игумена. Роль Лавры в деле освобождения Руси от поляков была оценена современниками и потомками: именно Авраамию Палицыну было доверено торжественно объявить народу на Красной площади об избрании нового царя — Михаила Романова. Император Александр I в Манифесте, объявлявшем начало Отечественной войны 1812 года, назвал имя келаря Авраамия Палицына в одном ряду с Мининым и Пожарским как пример самоотверженного служения Родине.

Примером своей святой жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. <…> Впечатление людей XIV века становилось верованием поколений, за ними следовавших. Отцы передавали воспринятое ими одушевление детям, а они возводили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа.

«Многосветлым светильником Российской Земли» именуется преподобный Сергий в церковных молитвах. Основанная им Лавра стала одним из важнейших просветительных центров России: «Бесчисленные поколения русских святых, бывших преподобного Сергия именно духовными детьми, внуками, правнуками и так далее, до наших дней включительно, разносили с собою русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, русскую государственность, а точнее сказать, русскую идею в ее целом…»[2].

Рака с мощами преподобного Сергия. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

В Лавре многие годы трудился преподобный Максим Грек, «Максим чудный философ», как называли его древние авторы, — один из образованнейших людей эпохи, долгие годы перед этим живший в культурной столице Европы — Флоренции — и лично общавшийся с известнейшими философами и художниками Возрождения. Его книги, как и множество других, в Лавре переписывали и рассылали «в монастыри многие, паче же в соборные храмы». По словам древнего автора, «у Живоначальной Троицы в Чудотворцеве Сергиеве обители книгами исполнено» — библиотека Лавры к XVIII веку насчитывала более тысячи рукописей. Это было одно из крупнейших рукописных собраний в России! В основу духовного чтения братии преподобным Сергием были избраны творения преподобного Иоанна Лествичника и Аввы Дорофея[3].

И по сей день стекаются в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры люди со всех концов России, чтобы помолиться, поклониться ее главной святыне — мощам преподобного Сергия, великого святого, воплотившего в себе лучшие черты русского человека.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Comments are closed.